/Выступление С.В.ЯНКО на Международной научно-практической конференции по вопросам охраны труда и промышленной безопасности Минтопэнерго

Выступление С.В.ЯНКО на Международной научно-практической конференции по вопросам охраны труда и промышленной безопасности Минтопэнерго

“Безопасность труда – главный приоритет технической и
социально-экономической политики в угольной промышленности Украины”

1349126498_asylГлубокоуважаемые дамы и господа, дорогие коллеги и друзья!

Уже стало установившейся традицией ежегодно собираться специалистам угольной отрасли здесь, в солнечном Крыму, обсуждать и предлагать пути решения крайне важных для шахтеров вопросов.

При этом, если в предыдущие годы на такие конференции собирались только специалисты угольной промышленности Украины, то сегодня в этом зале принимают участие кроме украинских специалистов, специалисты из ближнего и дальнего зарубежья. В связи с чем она и проходит под эгидой международной.

Да и обсуждаемый вопрос очень важный и полезный для всех нас, как присутствующих здесь, так и отсутствующих. Ведь повышение уровня охраны труда и промышленной безопасности на предприятиях угольной промышленности всегда было, есть и всегда должно быть самым актуальным и злободневным.

Тем не менее, анализ положения дел с уровнем охраны труда на предприятиях угольной отрасли как за предыдущие годы, так и в текущем – не может нас удовлетворять.

Коэффициент смертельного травматизма на 1 млн.тонн добытого угля на угольных предприятиях Украины остается стабильно высоким. Так за 2012 г. он был 1,41, в том числе на госпредприятиях – 2,32, что в сотни раз больше, чем в ведущих угледобывающих странах мира. Так в Австралии он 0,01, в США – 0,03, в России и Польше – 0.1, в Китае – 0,48, то есть у нас травматизм со смертельным исходом в 141 раз выше, чем в Австралии, в 50 раз – чем в США, в 14 раз – чем в России и Польше и в 3 раза, чем в Китае.

Представляет особый интерес состояние дел с техникой безопасности на так называемых малых частных угольных предприятиях нашей страны, признанных сегодня государством, которых по данным Министерства энергетики и угольной промышленности функционирует в текущем году 67 единиц, в том числе в Донецкой области – 36, в Луганской – 31 единица, по данным Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности – 176 единиц, в том числе в Донецкой области 83 и в Луганской – 93 единицы, а по данным ГВГСС – 108, в том числе в Донецкой области – 50 единиц и в Луганской – 58. Кроме этого в текущем году заключили договоры с подразделениями ГВГСС на аварийно-спасательное обслуживание ещё 15 таких предприятий в Донецкой области и одно – в Луганской. При этом коэффициент смертельного травматизма на 1 млн.тонн угледобычи на этих предприятиях, при условии, что ими добыто, как утверждают некоторые эксперты, 6 млн.тонн, составляет 3,7, что в 2,6 раза выше, чем в целом по отрасли.

Ещё хуже обстоят дела на так называемых «копанках». К сожалению достоверных данных об их деятельности нет, так как они за семью замками и сказать об их количестве смогут разве что специальные органы. Тем не менее известно, что на них работают от 70 до 100 тыс. человек, причем без официального оформления и каких-либо социальных гарантий. Используется детский и женский труд копеечной стоимости. Цена добытого на них угля в 2-3 раза ниже, чем на легальных частных или государственных шахтах. Широко практикуется реализация угля через государственные шахты с целью перераспределения выделяемой дотации.

Зачастую руководители государственных шахт Шахтерска, Енакиево, Красного луча, Тореза, Снежного и других городов, окруженных «копанками», жалуются, что нередко из государственных шахт уходят рабочие основных профессий трудиться в «копанках», так как там труд оплачивается более высоко, практически, не контролируем, а о соблюдении техники безопасности, должностных инструкций, других нормативных актов и речи не может быть. Главный там показатель – объем добытого угля. Условия же труда, способы добычи угля, погрузки, откатки, выдачи на-гора там на уровне позапрошлого века.

Помимо того, что в «копанках» очень часто гибнут люди, они угрожают безопасности целых регионов, «съедая» охранные целики под автомобильными и железными дорогами, руслами рек, населенными пунктами, историческими памятниками. Несанкционированная угледобыча на таких шахтах вызывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. Ведь они стихийно возникают вблизи проходящих газопроводов, линий электропередач. Катастрофические последствия от их нелегального функционирования просто непредсказуемы. Особый вред наносит карьерный способ угледобычи. Ведь вместе с углем забираются и верхние слои грунта, оставляя после себя только так называемые «лунные ландшафты».

Необходимо отметить, что нелегальный способ угледобычи отрицательно сказывается на бюджете каждого жителя Украины. Помимо того, что ему, как налогоплательщику, приходиться через НДС оплачивать многомиллиардную дотацию на уголь, некачественный нелегальный уголь, несмотря на свою кажущуюся дешевизну, значительно увеличивает стоимость электроэнергии за счет увеличения затрат на энергоносители (газ, мазут), повышающие теплотворную способность выветренного угля.

Следует отметить и то, что увеличение объемов добычи угля на малых частных предприятиях и «копанках» нарушает равновесие в украинской энергетике. Ведь крупные производители угля сталкиваются с большими трудностями его сбыта и винят в этом полулегальных углепоставщиков, которые, «безбожно» эксплуатируя работающих и экономя на их социальном обеспечении, могут поставлять потребителям уголь по более низким ценам.

Однако, критикуя деятельность малых частных угледобывающих предприятий и «копанок», нельзя забывать и о том, что это вынужденный и в сложившейся в угледобывающих регионах критической ситуации, возможно, единственный путь выхода из неё. Ведь непродуманная реструктуризация угольной промышленности в Украине привела в угольных регионах к массовой безработице, к большому обнищанию шахтеров. В связи с этим функционирование малых частных предприятий и «копанок» на сегодняшний день – это дополнительные, крайне необходимые рабочие места, где человек может заработать на содержание своей семьи.

Возвращаясь к вопросу о высоком уровне производственного травматизма на угледобывающих предприятиях Украины, необходимо оговориться и о том, что он понятен, объясним и вызван как объективными, так и субъективными причинами.

К объективным следует отнести, прежде всего, старый, практически отработанный, шахтный фонд. За годы независимости в Украине не заложена ни одна шахта или разрез, хотя резервных участков для их строительства более 60-ти. Сегодня строится единственная шахта №10 «Нововолынская», заложенная ровно 25 лет тому назад, но никто толком не может ответить, когда ожидается ввод её в действие.

Кроме этого, три четверти шахт газовые, 60% — опасные по взрываемости угольной пыли, 45% — опасные по выбросам угля, породы и газа. Многие шахты опасны по горным ударам. И если к этому добавить, что в Украине шахты ведут добычу угля на больших глубинах, где газодинамические явления проявляются с всё большей и большей интенсивностью, то, пожалуй, и это не будет полным перечнем всех неприятных явлений, встречающихся в наших шахтах, но с целью экономии времени ограничимся этим.

Крайне отрицательно сказалась на положении дел с безопасностью также и так называемая утечка с Украины «мозгов». По неполным данным начиная с 1991 года за границу на постоянное место жительства уехало с Украины 675 докторов наук. Большинство из них живет в США, Канаде, Германии, Израиле, России. Кроме этого, с 1996 года на постоянное место жительства за границу уехал 1151 кандидат наук.

В наших отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских, проектных институтах да и в высших учебных заведениях остались, практически, одни пенсионеры. Научный потенциал угольной промышленности фактически ликвидирован. С 1991 года численность работников научных организаций уменьшилась с 9,2 до 1,5 тыс. человек (более чем в 6 раз), в том числе непосредственно ученых осталось меньше 800 человек.

В условиях углубления рыночных отношений важнейшее место отводится обеспечению постоянного повышения эффективности производства с целью поддержания требуемого уровня самодостаточности предприятия и выпускаемой им продукции. Но достигаться это должно не любой ценой, а продуманной научной технико-технологической политикой, направленной на достижение конечных результатов при жестком соблюдении социальных стандартов и норм и, прежде всего, в вопросах безопасности и охраны труда, а не в ущерб им.

На страже этого должны стоять весь надзор шахт, а также работники контролирующих органов. К большому сожалению, создание арендных, частных предприятий и компаний с негосударственной формой собственности, привело к утрате действенного контроля за их деятельностью, в том числе и в вопросах безопасности. На них создаются условия, при которых получение максимальной прибыли являются главной задачей, более важной, чем соблюдение норм безопасной организации производства. К сожалению, слово «хозяина» становится важнее, чем слово «государства».

Необходимо отметить и то, что ежегодно недофинансируются статьи расходов, направленных на приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты от пыли и газа, пожаротушения, а также мер социальной направленности. Так, только в прошлом году при плане бюджетного финансирования, направленного на повышение охраны труда и промышленной безопасности, в размере 125 млн.грн., фактически получено и израсходовано только 40 млн.грн., или 32% от плана. В связи с этим осуществить запланированные, крайне необходимые меры по созданию безопасных условий труда, не всегда представляется возможным.

Кроме этого, сегодня шахтеру отдохнуть, поправить здоровье в профилактории или других спецздравницах не представляется возможным, так как их или нет, или они в частной собственности. Попасть туда возможно только за большие деньги.

К большому сожалению имеют место и субъективные факторы. По информации «МакНИИ» 80% несчастных случаев происходят из-за так называемого «человеческого фактора», то есть из-за нарушений правил безопасности при технической эксплуатации машин и механизмов самими пострадавшими. Только в прошлом году работниками ГВГСС на угольных предприятиях было выявлено 75 тыс. грубых нарушений правил техники безопасности, за которыми, безусловно, были конкретные нарушители. При этом на 90 шахтах было снято согласование с 1385 позиций плана ликвидации аварий.

На мой взгляд необходимо усилить контроль за производственной деятельностью предприятий всех форм собственности со стороны Государственных контролирующих органов и, на этой основе, формирование системы спроса и повышение ответственности за создание безопасных условий труда со стороны как хозяев предприятий, так и наёмных работников.

Именно поэтому крайне необходимо ускорить создание законодательной базы, которая позволила бы регулировать безопасное ведение работ на угледобывающих предприятиях всех форм собственности.

Мировой да и отечественный опыт свидетельствует, что в совокупности существующих методов повышения эффективности производства,    предупреждения аварий и катастроф в угольных шахтах, одним из ведущих является применение систем автоматизированного контроля параметров горной среды, оборудования и других опасных и вредных производственных факторов. Такие системы должны обладать как информационными, так и управляющими функциями.

В связи с этим на предприятиях угольной отрасли следовало бы:

во-первых, расширить масштабы уже созданных: унифицированной телекоммуникационной системы диспетчерского контроля и автоматизированного управления горными машинами и технологическими комплексами (УТАС); комплекса аэрогазовой информации (КАГИ); комплекса технологической связи с аварийным оповещением; системы противопожарного контроля горношахтного оборудования;

во-вторых, завершить создание и внедрение системы комплексной безопасности (СКБ) с проведением научных исследований по постоянному расширению её функциональных возможностей.

Не надо забывать, что поддержка высокого уровня промышленной безопасности и охраны труда – это залог устойчивой работы предприятий всех форм собственности, обеспечение их финансовой и социальной стабильности.

В связи с этим, на создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников должна быть направлена работа руководителей всех уровней от горного мастера до Министра.

В заключение, поскольку наша конференция в составе которой мы сегодня собрались проходит в период, предшествующий профессиональному празднику «День шахтера», поздравляю вас, а также всех тех, кто относится к славной Гвардии Труда, с этим праздником. Ведь «День шахтера» один из самых дорогих нашему сердцу праздников. В связи с этим мы должны постоянно помнить и никогда не забывать инициаторов зарождения этого праздника:

Александра Федоровича Засядько – Министра угольной промышленности западных районов СССР;
Дмитрия Григорьевича Оника – Министра угольной промышленности восточных регионов СССР и
Александра Николаевича Задемидько – Министра по строительству топливных предприятий.

Именно по их инициативе и ходатайству Президиум Верховного Совета СССР 10 сентября 1947 года принял Указ «Об установлении ежегодного праздника «День шахтера», которым установлено праздновать его в последнее воскресенье августа.

С тех пор последнее воскресенье августа стало днем всенародного чествования заслуг шахтеров перед Родиной. Приятно вспомнить, что 29 августа 1948 года, в день первого празднования «Дня шахтера» большая группа шахтеров Украины была награждена высокими правительственными наградами, а 45 из них удостоены звания Героя Социалистического труда. И в последующие годы Советской власти ещё 245 шахтеров были удостоены этого звания, а И.И. Бридько и И.И. Стрельченко – дважды.

Кроме этого за годы независимости 32 шахтерам присвоено звание Героя Украины. Будем надеяться, что и в этом году этот список пополнится многими кавалерами Правительственных наград.

Ещё раз с наступающим вас праздником, дорогие коллеги, и благодарю за внимание!

Глава Объединения “УКРУГЛЕРАБОТОДАТЕЛЬ”
Станислав ЯНКО

Янко Станислав Васильевич, закончил Харьковский институт горного машиностроения, автоматики и вычислительной техники (1963), получив специальность горного инженера по разработке месторождений полезных ископаемых.
До 1978 года работал на шахтах треста “Селидовуголь” в должностях горного мастера, начальника добычного участка, главного инженера и директора шахты. С 1978 года Станислав Васильевич – технический директор – главный инженер производственного объединения по добыче угля “Добропольеуголь”. С 1981 года генеральный директор объединения “Селидовуголь”.
В апреле 1990 года избран председателем Селидовского городского Совета народных депутатов, а в октябре того же года назначен первым заместителем Председателя Государственного комитета Украины по угольной промышленности, где проработал до 1994 года. В 1994 году избран народным депутатом Украины.
В июле 1997 года назначен Министром угольной промышленности Украины. В июне 1998 года перешел на научную работу в Академию горных наук Украины.
В 1988 году С.В. Янко защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1994 году – доктора технических наук. Является одним из организаторов Академии горных наук Украины, ее Вице-президент. С 2007 года – Председатель Всеукраинского объединения “Укруглеработодатели”, член Совета Федерации работодателей Украины, член комитета по Государственным премиям Украины в области науки и техники.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, орденом Ярослава Мудрого, “Заслуженный шахтер Украины”, почетный работник угольной промышленности, кавалер знаков “Шахтерская cлава” и “Шахтерская доблесть”.

Для справки: Всеукраинское отраслевое объединение организаций угольной промышленности \»УКРУГЛЕРАБОТОДАТЕЛИ» — мощная всеукраинская организация работодателей угольной промышленности, которая представляет интересы работодателей в экономических и социально-трудовых отношениях с властью и профсоюзами на национальном, отраслевом, территориальном и местном уровне. На сегодняшний день «УКРУГЛЕРАБОТОДАТЕЛИ» объединяет 5-ть областных организаций работодателей угольной промышленности (Донецкая, Луганская, Львовская, Волынская, Днепропетровская) и Киевская городская организация работодателей (Общее количество членов — 30), в состав «УКРУГЛЕРАБОТОДАТЕЛИ» входят более 90% предприятий угольной промышленности государственной и частной формы собственности, включая предприятиями Минтопэнерго и компании ДТЭК. Количество наемных сотрудников, работающих на предприятиях работодателей, входящих в состав Объединения, более 250 тыс. «УКРУГЛЕРАБОТОДАТЕЛИ» является членом Европейской ассоциации каменного и бурого угля (EURACOAL). Дополнительную информацию можно получить на сайте организации www.frupek.org.ua